«СРЕЗНЕВСКИЕ: СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» ( урок русского языка в 5 классе)

Тип урока: урок закрепления материала (комбинированный урок); урок-экскурсия.
Цели и задачи урока:
формировать у учащихся ценностное отношение к семье и семейным традициям;
совершенствовать умение учащихся правильно строить текст типа описания предмета;
развивать у учащихся умение включать в текст типа описания предмета элементы рассуждения и повествования;
подготовить учащихся к сочинению–описанию с элементами рассуждения и повествования.
Слово учителя
Сегодня наш урок проводится в музее И.И. Срезневского. Прежде чем мы приступим к изучению нового учебного материала, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Что для вас означает слово «семья»? Какие семейные традиции есть в вашем доме? Любите ли вы фотографироваться всей семьей?»
Ученики отвечают на вопросы.
Эвристическая беседа
На этом уроке мы будем говорить о семье великого ученого Измаила Ивановича Срезневского. Вы уже знакомы с этим именем, поэтому вспомните, что вам о нем известно? (И.И. Срезневский – ученый-филолог XIX века, лексикограф, его отец родился в селе Срезневе Рязанской области; И.И. Срезневский – автор словаря древнерусского языка, славист, путешествовал по славянским странам, собирал фольклорные произведения).
И.И. Срезневский изучал историю русского языка и читал лекции студентам Петербургского университета, но, помимо этого, являлся общественным деятелем. Имея много друзей, он любил искусство, природу и путешествия. А главное – вся жизнь ученого была связано с его большой семьей. Вне семейного круга Срезневский не представлял себе ни отдыха, ни удовольствия. Измаил Иванович женился в 32 года. Его женой стала девятнадцатилетняя девушка Катя Тюрина. За всю семейную жизнь у Измаила Ивановича и Екатерины Федоровны родилось 8 детей: 4 сына и 4 дочери. Кроме того, в доме Срезневских жила мать ученого – Елена Ивановна, которую Измаил Иванович очень сильно любил, поскольку она одна воспитывала сына, отца Срезневский потерял в семилетнем возрасте. Елена Ивановна сама подготовила сына к пансиону, а затем к университету. Даже после университета Срезневский продолжал находиться под ее влиянием. «Перед нею, — писал Измаил Иванович, — не было у меня ничего затаенного», — «она объятиями и слезами награждала меня за всякое откровенное слово, жила со мною одними радостями, одними горестями, теми же впечатлениями, сама от меня ничего не скрывая…» Сын всегда трепетно и с почтением относился к своей умной и добродушной матери. Сохранилось огромное количество писем разных лет, в которых Срезневский выражает свою любовь к Елене Ивановне, без утайки делится с нею своими мыслями и переживаниями. Вот отрывок одного их таких писем:

Отрывок из письма, представленного в экспозиции «Семья Срезневских», вслух может прочитать как сам учитель, так и ученики.

Отрывок из письма И.И. Срезневского матери
Варваровка, 3 мая 1833г.
Новая боязнь, новое беспокойство, новая мука, добрая моя маменька!. Представьте себя на моем месте, и тогда сознаетесь, что как ни хорошо мне жить здесь, а все худо. О, если бы я мог жить сам собою без всякой привязанности, без всякого чувства в сердце, кроме чувства гнусного себялюбия, без всяких привязанностей, кроме одной презренной привязанности к суете своих личных выгод, тогда бы, может быть, я жил бы счастливо в степи варваровской. Принят как родной, имею все нужное, не нуждаюсь ни мало во времени для занятий науками. Чего бы боле? Но я был бы в тысячу крат счастливее, не получивши 3000 рублей, живши под одним кровом с вами. И радость, и горе, все было бы для меня тогда разделимо, все общее. Не за кого было бы опасаться, не за кого грустить, не по ком жалеть. А деньги, могут ли они удовлетворить всем потребностям нашим? Лишь бы довольство: избыток портит людей…

Почитание семейных начал было воспитано в Срезневском с детства, поэтому сам ученый так же, тихо, без шума и блеска, создает свою собственную семью.

Учитель обращает внимание школьников на фотографию музейной экспозиции «И.И. Срезневский с сыновьями».

III. Беседа по фотографии-экспонату
Посмотрите внимательно на эту фотографию. Перед вами особый фотографический жанр – семейный портрет. Скажите, чем, на первый взгляд, отличается это семейное фото XIX века от ваших фотографий, сделанных уже в XXI столетье? (Люди на фотографии как будто замерли, их позы кажутся неестественными и заготовленными. Чувствуется, что герои и фотограф тщательно продумывали «сценарий» фотографии и выверяли ее композицию).
Действительно, изображениям на фотографии XIX века была свойственна статичность, поэтому фигуры на них кажутся «неподвижными». Такая неестественность объясняется долгой подготовкой людей к самому фотографическому процессу, ведь к фотографии относились как к произведению искусства. В России, по сравнению с другими странами мира, очень сильно любили фотографироваться. Важно, что не у каждого человека была возможность запечатлеть себя на память, в основном такой привилегией обладали лишь обеспеченные слои общества, а также, конечно, просвещенное передовое население России, стремившееся во всем следовать духу времени. В первую очередь люди XIX в. хотели запечатлеть себя вместе со своею семьей. Приход в фотоателье являлся событием, к которому готовились как к спектаклю. Каждый на фотографии хотел выглядеть идеально. Заметьте, Срезневские тоже играют» «образцовые роли». Предлагаю вам разгадать смысл или «сценарий» этой семейной фотографии.
Какие предметы участвуют в создании интерьера? Опишите их. Какой смысл вкладывал фотохудожник в их изображение?
I. Предметы интерьера.
Передний план: стол, книга – символы учения, знаний и науки. Огромный дубовый стол покрыт плотной тканью с отделкой. На столе лежит книга, возможно, это древний фолиант, в котором собраны рукописные произведения наших предков.
В руках у сыновей Срезневского находятся небольшие листки. Может, это фрагменты древних рукописей, которые в семье изучались с самого детства, они напоминают нам об истории и развитии языка, об исследовательской деятельности Срезневского, наводят на мысль, что в деле величайшего лексикографа XIX века есть и будут последователи.
фон: тяжелая штора с крупными кистями, во-первых, указывает на студийное создание семейной фотографии, во-вторых, передает торжественность обстановки и как будто подчеркивает взаимную связь искусства фотографии с искусством театра, когда актеры в образе положительных героев предстают перед зрителем.
II. Герои фотографии.
а) одежда: скромная, простая, строгая, без лишнего лоска, поскольку образованный человек в первую очередь привлекателен своим богатым внутренним миром, а не внешней красотою, излишней яркостью. Форменные сюртуки, надетые на Измаила и Вячеслава Срезневских, свидетельствуют о служебной государственной деятельности героев фотографии;
б) внешность: лица героев задумчивые, одухотворенные, серьезные, сосредоточенные. Всеволод, младший сын И.И. Срезневского слега улыбается. На голове у Измаила Ивановича уже седые волосы – знак человеческой мудрости и житейского опыта. Срезневские имеют глубокие православные корни, в роду семьи было целое поколение священнослужителей, поэтому не случайно все мужчины в семье И.И. Срезневского носят бороды, ведь борода – это отличительный признак верующего человека. В семье Срезневских строго следовали канонам православия, почитали святых, знали наизусть молитвы и Священное писание.
в) жесты: символом отцовской любви, заботы и доверия является опущенная на плечо Всеволода рука Измаила Ивановича, в этом жесте еще раз повторяется мысль о продолжении традиций ученой династии Срезневских. Приклоненные головы детей выражают уважение и благодарность отцу за полученное образование и воспитание.

IV. Эвристическая беседа
— Как вы думаете, почему в XIX в. семейный портрет являлся наиболее популярным фотографическим жанром?
Определите, какой жанр фотографии популярен сегодня в современном обществе, с чем это связано? (Индивидуальный портрет, собственное портфолио).
Какие устойчивые выражения о семье звучали на сегодняшнем уроке? (семейный круг, семейная жизнь, семейное начало, семейный портрет, семейная фотография, отцовская любовь, отцовская забота)
Что может рассказать старинная фотография?

V. Заключительное слово учителя
В семье Срезневских выросло целое поколение людей честных, трудящихся, умных, веселых. Все дети Срезневских отличались разнообразными талантами, редким трудолюбием, высокими нравственными качествами.
Ольга Измаиловна под руководством отца получила домашнее образование, была хорошей переводчицей и самоотверженно трудилась над не законченным отцом словарем древнерусского языка.
Владимир Измаилович посвятил себя статистике, он стал управляющим статистическим отделением Министерства юстиции. Им основано периодическое издание «Сборник статистических сведений Министерства юстиции» (в 12-ти томах). Владимир Измаилович был также секретарем географического общества и редактором журнала этого общества – «Известия».
Вячеслав Измаилович стал основателем Института фотографии и фототехники в Петрограде, изобрел фотокамеру для морских съемок и аэрофотосъемки. Интерес к фотографии у Вячеслава Измайловича возник с конца 60-х годов. По просьбе отца, он сделал 300 фотоснимков рукописей XIII в.. В 1873 г. Вячеслав Измаилович способом фототипии воспроизвел рукопись XVII в. «Славянская буквица», которая впоследствии была издана.
Третий сын, Борис Срезневский, обладал музыкальным талантом, однако, выбрав путь ученого, стал, как и его отец, профессором, правда, познавательный интерес Бориса был обращен к физике и метеорологии. Он преподавал в Московском, Юрьевском и Киевском университетах.
Младший сын Измаила Ивановича, Всеволод, пошел по его стопа, стал филологом-историком, специалистом по древней письменности, биографом своего отца. Вместе со старшей сестрой, Ольгой Измаиловной, он завершил труд Измаила Ивановича «Материалы для словаря древнерусского языка».
Дочери Срезневских, Людмила и Надежа, были художницами, Вера – певицей. известно, что Надежда Измаиловна специально выучилась гравировке по дереву, чтобы издать труд отца «Славяно-русская палеография» после его смерти.
Измаил Иванович не жалел ни времени, ни сил для семьи. Он дал прекрасное образование детям, посвящал им все свободное время, делился с ними самыми сокровенными мыслями, помог им определить свое призвание и совершенствоваться в нем.
VI. Итого урока
Вот и закончилась наша музейная экскурсия, посвященная знакомству с семьей Срезневских. Как вы думаете, почему в семье Срезневских выросло столько талантливых людей?
VII. Задание на дом
Напишите сочинение–описание на тему « Моя семейная фотография».

Автор — к.п.н., тренер, директор Центра «Модуль» О.И. Липина

 

 

0202

Список статей о формировании ценностных ориентаций личности и норм ее поведения в процессе воспитания и образования:

  1. Липина О.И. И.Е.Срезневский — один из первых профессоров российского красноречия и древних языков // И.И.Срезневский и современная славистика: наука и образование: Сб. научных трудов (по материалам Международной научно-практической конференции «Славянские языки, письменность и культура»)/ Отв. ред. Г.А.Богатова, Е.В.Архипова; РГПУ им. С.А.Есенина. — Рязань, 2002.- С.40 — 44.
  2. Липина О.И. И.Е.Срезневский — оратор и поэт // Актуальные проблемы современной филологии: Литературоведение и лингвистика: Тез. докл. студентов фак. рус.яз. и лит.; РГПУ им. С.А.Есенина. — Рязань,2002.- С.51 — 53.
  3. Липина О.И. Использование наследия И.И.Срезневского на уроках русского языка // Проблема изучения языка и речи: Лингвометодический сборник / Отв. ред. Л.А. Сергиевская, Е.А. Догушева; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань,2003.- С. 61 — 63.
  4. Липина О.И. Социокультурная компетентность и этнокультуроведческий аспект в преподавании русского языка // Отечественная педагогическая культура в национально – региональном компоненте. Вторые Покровские образовательные чтения. – Рязань, 2004. – С.296, С.75-78
  5. Липина О.И. Урок в школьном музее. Иван Евсеевич Срезневский – один из первых профессоров российского красноречия // Уроки И.И. Срезневского: Сб.науч.-метод.тр. 2-е издание, испр. и доп./ Отв.ред. Е.В. Архипова; Ряз.гос.пед.ун-т С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – С. 124с. – С. 6 — 11.
  6. Липина О.И. Идеи патриотического воспитания молодежи в педагогическом наследии И.Е. Срезневского: Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции / под ред. А.М. Нелидкина. – Рязань: Издательство «РИНФО», 2006 – 260 с.
  7. Липина О.И. Лингвокраеведческий текст как средство формирования ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка. – И.И. Срезневский и история славяно-русской филологии: тенденции в науке, образовании и культуре: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 195- летию со дня рождения академика И.И. Срезневского, 25- 27 мая 2007 года / отв. ред. Г.А. Богатова, Н.И. Демидова; Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань,2007. – 416 с., с.359 -362
  8. Липина О.И. Метод проектной деятельности в обучении философии о формировании гражданской компетентности студентов технических вузов // Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции./ Под ред.                           А.М. Нелидкина. – Рязань: Издательство «РИНФО», 2007. – 128с., с.114-116
  9. Липина О.И. Аксиологический подход к информационному образованию // Методы обучения и организации учебного процесса в вузе. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Рязань, 2009 –С. 384, С. 63 – 65

IMG_4890

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *