Ценностный компонент в практике обсуждения политических событий

Образ России завтра зависит от нравственного портрета молодежи нашей страны сегодня. Как и какими мерами реализуется формирование ценностного компонента в социально-ориентированной практике по работе с молодым поколением – этот вопрос остается одним из самых острых для Российской Федерации и требует решения в политической и законодательной сфере

Задачи государства во многом определяются ценностями, заложенными внутри культуры самого общества и перенимаемыми молодым поколением через опыт. Какое содержание предлагает сегодня российская действительность для формирования в нашей стране духовно-нравственной молодежи, за счет каких систем это происходит? Обозначенные вопросы решаются нами с помощью ведения со студентами так называемой социально-ориентированной практики, чаще всего она начинается с работы молодежи на круглом столе, где есть возможность осваивать различные образы и стили жизни, ценностные ориентации и модели поведения.

В качестве примера можно привести круглый стол, посвященный проблеме безопасного поведения пользователей в социальных сетях.

Российская правоприменительная практика требует изменений, в том числе и в системе наказаний за распространение информации в виде репостов. Необходимо начинать гуманизацию судебной системы. Дело Евгении Чудновец, воспитательницы детского сада, получившей пять месяцев тюрьмы за репост ролика об издевательствах вожатых над ребенком в одном из детских лагерей Курганской области, в данном случае очень показательно. Напомним, что женщину обвиняли в распространении порнографии. Следователи увидели нарушение закона в попытке мамы — блогера привлечь внимание к нарушениям путем публикации видеоролика длиною 3 секунды на своей странице в соцсети. Итог —  на Чудновец завели уголовное дело и приговорили к пяти месяцам колонии. Хотя сегодня все обвинения с Чудновец полностью сняты, общественность продолжает обсуждать действия следователей и судей, отправивших женщину в тюрьму. Все большую актуальность приобретает вопрос «как вести  российским гражданам сегодня в социальных сетях?»

На круглом столе, который прошел 9 марта 2017 года в Институте мировых цивилизаций, студенты факультета международных отношений    и геополитики рассматривали эту проблему в нескольких аспектах.

«Когда встречаешь запрещенный материал в Интернете, часто             не знаешь, как действовать. У нас в стране пока широко не распространены инструкции поведения пользователя в социальных сетях, которые бы ориентировали граждан относительно их действий, если обнаружишь опасную информацию в виртуальной реальности», — выказали свое мнение студенты,  участники мероприятия.

Отметим, что Председатель ЛДПР В.В. Жириновский в комментарии по делу Е. Чудновец выделил виновных в трагедии молодой женщины, среди которых и Госдума как структура, которая не доработала закон. « Приняли закон, теперь обвиняем судей», — указал он. В законе написано: если репост связан с рекламой терроризма или порнографией – давать уголовное наказание. Надо убрать было этот пункт. Сделать, в конце концов, штраф. 100 тысяч, 500 тысяч, миллион. Но не пять месяцев в тюрьме, такой удар  по здоровью. Это огромный шрам в душе на всю жизнь».

Кроме того, требует внимание и еще один важный факт. Совсем недавно на «правительственном часе» в Госдуме министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу рассказал парламентариям о создании                      в вооруженных силах России войск информационной безопасности, которые займутся умной, грамотной и эффективной пропагандой. Ведь   в киберпространстве все больше появляется сообществ экстремистской направленности, групп, склоняющих подростков и детей к суицидам. Защищать российских граждан от информационных атак подобного рода            в данном случае действительно необходимо. Так, первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне, депутат фракции ЛДПР Александр Шерин чуть позднее заявил, что во всех странах, которые претендуют на роль сверхдержав, конечно же, имеются подобные кибервойскам подразделения.

Студенты Института мировых цивилизаций, в особенности те, кто уже изучили дисциплину «Информационная безопасность», предположили что создать подобного рода механизмы защиты от атак запрещенного информационного потока вполне возможно. Прозвучали предположения   и о том, кому может быть выгодна информационная безнаказанность. Опыт обсуждения проблемы поведения пользователя в Сети на круглом столе студенты приняли к сведению, комментарии к нормам действий в интернет – пространстве учтены. Выявленные пробелы обсуждаемого вопроса информационной безопасности и защиты граждан России в Итернете участники решили исследовать подробнее, и представить полученные результаты на конференции 13 апреля в ИМЦ  «Россия и мир: развитие цивилизаций — прогнозы и прогнозирование».

Эволюция мира, выражаясь как в убыстрении скорости процессов старения знаний, так и в развитии мощных информационных каналов, Интернета, приводит к тому, что система ценностей каждым новым  поколением  интерпретируется по-своему. Что лежит в основе ценностей современной семьи в России? Об этом также мы говорили со студентами   на одном из наших круглых столов.

Отношения между странами часто напоминают отношения внутри семьи. У одних дома торжествует агрессия, другие – ведут себя спокойно,               и все при этом понимают: мир лучше войны. Войны и смерти никто   не хочет…

Подобное наблюдается сегодня в отношениях между Россией и США. Вопросы расширения НАТО и отсутствия у России сильного союзника выглядят со стороны так: соседи-агрессоры кричат на окружающих, их цель – показать детям из благополучной семьи формат «нездоровых отношений», при которых сила и мощь решают абсолютно любые проблемы. Дети потихоньку, но вполне могут начать верить чужому отцу        соседнего дома и решат, что крик, игра мускулами есть универсальный метод в проживании достойной, независимой жизни. А на самом деле происходит как подмена форм выстраивания конструктивных отношений, так и подмена ценностей. В итоге гонка вооружений становится основой    для единства и крепости страны (семьи), доверительность между близкими сменяется нервозностью, если говорить о государствах, то получается, что внутриполитической.

И уже две семьи, две страны живут в страхе и окутаны лживой системой ценностей. А чем это может быть опасно? Как известно, ослабление внутренних связей в обществе ведет к его развалу. Если даже половина группы в коллективе начинает жить с другим мировоззрением, то появляется конфликт и жертвы. Так что же делать, чтобы  ни в России, ни  российских семьях не было острых противоречий?

Для ответа на этот вопрос мы решили разобраться с характеристиками современной семьи. Какая она? Может, уже и нет смысла размышлять            о семье, ее роли в обществе, как и чем она живет? Поэтому нами был организован круглый стол на тему «Современная семья: казнить нельзя помиловать», который прошел в Рязани и в Москве. Участниками мероприятий стали многодетные, молодые семьи, семьи, где мать одна воспитывает детей, а также юноши и девушки, студенты «Института мировых цивилизаций». Семью рассматривали в социально-психологическом и социально – экономическом аспектах. Так, многодетные мамы поделились опытом отношений с мужьями, позволяющим женщинам оставаться надежными хранительницами очага.

На наш взгляд, современная многодетная семья в большей степени патриархальная. В ней роль отца играет ведущую роль. Однако это вовсе         не выглядит традиционно. Как рассказала участница круглого стола, например, ее мужа редко можно видеть дома. Он добытчик в семье, увлекается парашютным спортом, его миссия больше сводится                        к стратегическому планированию, а хозяйственную функцию уже полностью реализует неработающая жена. Другая семья, напротив, свой быт построила на его совместном ведении, жена еще занимается предпринимательской деятельностью. Отметим, что в многодетных семьях, как правило, оба супруга имеют высшее образование, женщины целенаправленно принимают решение удачно складывающуюся карьеру поменять на уход за детьми.         По мнению женщин, способность находить компромиссные решения                       в общении с мужем, им помогает выстраивать крепкие отношения в паре. Источником служит духовность, где на первое место оба супруга ставят нравственные ценности, а точнее – православные: забота, внимание, прощение, милосердие, гуманность. Западные технологии с такими ведущими ценностями, как индивидуальность, эгоизм, свобода, воля —            в семейном общении носят, по словам участников, больше сопроводительный характер. Понято, что Россия со времен Петра I, а точнее сказать, даже со времен Крещения князем Владимиром Руси в 988 году постоянно испытывает на себе влияние ценностей «европейского цивилизованного мира», в этапах же формирования аксиологической системы ценностей современной России азиатский налет татаро-монгольского ига со счетов тоже не сбросишь, и все же наша страна, ее представители современной семьи на круглом столе пришли к общему мнению: у России есть свои принципы и подходы для создания

и сохранения семьи. В основе их – православные ценности.

Однако на круглом столе речь шла не только о многодетных семьях. Есть женщины, которые самостоятельно воспитывают детей, они связывают свое решением жить одной со способностью обеспечивать свою семью материально, без помощи мужчин. Подобный тип семьи рассматривается              в науке как аномальный, построенный на языческих традициях. У славян  «женщина не является существом, подчиненным мужчине («недочеловеком», человеком второго сорта): она иной человек, обладающий качествами, отличными от мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть. Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия, и она причиняла себе увечье, с виновников взыскивался штраф. Ограничивалась           не только власть отца, но и власть мужа. Ритуальная свобода закреплялась                 в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женских обрядах, праздниках. Женщина имела возможность развода и могла, если ее не устраивал муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу. [1]

Какой бы ни была модель семьи, тем не менее в России изнутри она  не создается на основе западных ценностей. В ее языческом или православном варианте наблюдается собственный исключительный результат влияния отдельной цивилизации, не европейской, а российской,          с российской историей становления духовности от языческих времен            до наших дней.

Третья группа участников круглого стола – молодежь, студенты.             В беседе о современной российской семье они заявили, что перед вступлением в брак предпочли бы иметь стабильный заработок, поэтому считают, что оптимальный возраст для семейных отношений — 25-30 лет. Отметим, что на Западе, в частности в США, как сообщил нам один                из участников мероприятия  житель Кливленда (штат Огайо) Алекс Сонис (он выходил с помощью Интеренета с нами на связь), молодежь также больше склоняется к такому возрасту вступления в брак, хотя много и тех, кто создает семью в 20 лет. С чем связана данная тенденция? Безусловно,             с решением экономических вопросов семьи, а также с проявлением                         в обозначенном случае западных технологий по планированию заключения брака. Но тут следует мыслить логично. Достаточно просто посчитать. Если создавать семью в 30, а не в 20 лет, то при таких условиях  у женщины сокращается детородный период рождения ребенка в браке, а у мужчины  — возможность обеспечивать семью. Ведь в 50 лет отцу труднее заработать, чтобы, скажем, обеспечить сыну или дочери такие процессы, как окончание школы, поступление в вуз.

Помимо всего, круглый стол позволил выявить ряд проблем.                         В частности, речь шла о трудностях социализации кормящих матерей. До сих пор в России  отсутствуют в общественных местах отдельные комнаты              для кормления грудного ребенка. И соответствующая жалоба была озвучена на круглом столе.  «Активный образ жизни современной мамы давно диктует реализацию подобной идеи на практике», — отметил депутат Госдумы                    от фракции ЛДПР А.Н. Шерин. Парламентарий принимал участие                          в мероприятии в качестве эксперта. Он сообщил, что данный вопрос будет им взят на контроль. Между тем депутат А.Н. Шерин напомнил                               об инициативе, с которой выступает  ЛДПР – это необходимое повышение пособия по уходу за ребенком до минимального размера  оплаты труда.

Напомним, Александр Шерин активно занимается законодательной деятельностью, связанной с защитой        и поддержкой семьи в России. Так, он  не раз с трибуны озвучивал на парламентских заседания вопросы, связанные с предоставлением молодой семье жилья. Процедура очереди должна быть завершена в течение трех лет, по мнению А.Н. Шерина, чтобы люди успевали в срок  приобрести квартиры. Актуальными остаются проблемы выплаты ипотечного кредита. В частности, ЛДПР выступает                                                        с предложением после рождения ребенка в семье снижать  процентную ставку для выплаты денежных средств. Важно помнить, насколько острым остается демографический аспект семейной политики. В этой связи, считает депутат, такие медицинские услуги для женщин, как лечение бесплодия, искусственное оплодотворение целесообразнее предоставлять со стороны государства бесплатно.

Главный вопрос круглого стола «Казнить или помиловать современную семью в России?» свой ответ нашел. Конечно, институту семьи надо давать жить и развиваться. В стране для этого есть главное – духовность            и собственная система ценностей, на которую Запад влиять не должен.

Как видим, система ценностей молодого поколения достаточно серьезно практически ежедневно подвергается влиянию со стороны СМИ  и в условиях политических реалий молодежь нуждается в мерах, направленных на создание условий для успешной социализации  и эффективной самореализации. Мы привыкли к мысли о том, что воспитанием юношей и девушек занимаются в образовательных учреждениях. И все же считаем, что на законодательном уровне пренебрегать значением ценностного компонента непосредственно при создании самого закона и в последствиях после его принятия и внедрения не стоит. Результаты обсуждения на проводимых нами круглых столах актуальных политических вопросов вполне обосновывают данную точку зрения.

 

  1. Дружинин В.Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 60–77

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *