Одной из главных задач социальной работы является оказание помощи особо нуждающимся группам населения. Качество социальных услуг во многом определяется уровнем педагогической подготовленности студентов как будущих специалистов. Так, совершенно очевидна значимость методов и форм воспитания в механизме реабилитации детей девиантного поведения, применение индивидуально-личностного подхода в общении с одинокими престарелыми людьми и т.п. Эффективность социальной помощи зависит от умения специалиста вести грамотный диалог с лицами, нуждающимися в защите и поддержке. Имеется в виду не столько единичный речевой диалог, сколько продолжительные и многопрофильные диалоги сотрудничества, выстроенные в систему регулярных встреч работника социальных служб с населением. Зачастую при осуществлении такого вида деятельности вопросы о том, где, как, какими средствами создается благоприятная атмосфера общения социнома с клиентом остаются открытыми. Ответы на них имеют широкий контекст. Однако в качестве социальной организации, обеспечивающей клиента культурной средой концентрации морально-нравственных норм и идеалов, может рассматриваться и музей. В связи с этим технология социальной работы, опираясь на теорию музейной коммуникации и метод «музейных диалогов», получает новую интерпретацию.[1]
Сама по себе культура музея, музейная среда, обладая огромным воспитательным потенциалом, имеет многокомпонентный характер. Она включает информацию, знания, систему ценностей, обучая и просвещая человека, формирует ценностные ориентаций личности, наконец, организует ее досуговую деятельность. По мнению, М.М. Бахтина, музей призван стать местом поиска новых форм общения посетителей с культурными ценностями. Изучение студентами методики работы с музейной средой, применение в музейном пространстве социальных технологий способствует более эффективному сотрудничеству с завтрашними клиентами. Так, социальная работа с трудными подростками, нацеленная на развитие ребенка понимать себя и окружающий мир, предполагает выбор форм и приемов воспитания, среди которых в качестве альтернативы предложены экскурсионные лекции, музейные конференции, музейные концерты и киносеансы. Приемы музейной экспозиции целесообразно использовать при подготовке к социальной акции или агитации.
В Рязани более 10 лет существует музей имени Измаила Ивановича Срезневского, выдающегося ученого-слависта, академика 5 духовных Академий России. Жизненный путь этого замечательного человека был предопределен просветительской и одновременно благотворительной деятельностью его отца, Ивана Евсеевича Срезневского, нашего земляка, родившегося в с.Срезневе Шиловского района. Род Срезневских всегда характеризовала богатая духовно-религиозная жизнь. Достаточно сказать, что несколько поколений подряд его представители являлись священниками с.Срезнева. Измаил Срезневский был глубоко верующим человеком. Семейственность всегда отличала их род. У И.И.Срезневского было 8 детей, все они проявили себя как талантливые личности, прославившие свою династию в различных областях науки и культуры (филология, физика, медицина, живопись, литература). В ситуации упадка ценностей семьи, Отечества, языка современному обществу необходимы музеи о людях, способных быть и оставаться во времени для многих поколений идеалами и нравственными ориентирами. Именно поэтому музей И.И.Срезневского выбран нами в качестве экспериментальной площадки для проведения студентами музейных лекций социально-педагогической тематики: «Семья Срезневских и благотворительные традиции Рязанского края», «Социально-педагогическое наследие рода Срезневских», «Методы и формы семейного воспитания», «Личностная характеристика социального педагога», «Роль музеев в социальном воспитании», «Принцип гуманизма в социальной педагогике (на примере педагогической деятельности И.И. Срезневского)». Сегодня студенты гуманитарного факультета РГРТУ, изучая наследие рода Срезневских, ведут исследовательскую работу по темам «Семья Срезневских и нравственные ориентиры в проблеме приобщения молодежи к семейным ценностям», «Лекции-беседы «Семья Срезневских» в работе по предупреждению девиантного поведения детей». Использование элементов музейной педагогики в подготовке специалистов социальных служб предполагает наряду с получением студентами знаний развитие коммуникативной компетенции, творческих способностей. Вместе с тем изучение социальных дисциплин на основе краеведческого материала реализует национально-региональный компонент общего образования. Занятия в музее обеспечивают также применение аксиологического подхода к обучению, что немаловажно в профессиональной подготовке работника социальных служб, поскольку деятельность последнего обуславливается сформированностью его системы ценностных ориентаций, в частности, таких личностных качеств, как отзывчивость, доброжелательность и милосердие.
[1] Технология социальной работы — это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. /Соц.педагогика под ред М.А. Галагузовой. — М.,2000.-416С.,с.161-162.