Олеся Липина. Современная семья в России: казнить нельзя помиловать (по материалам круглых столов с жителями Москвы и Рязани)

null

Modul_0013_no-conflict

Отношения между странами часто напоминают отношения внутри семьи. У одних дома торжествует агрессия, другие – ведут себя спокойно, и все при этом понимают: мир лучше войны. Войны и смерти никто не хочет…

Подобное наблюдается сегодня в отношениях между Россией и США. Вопросы расширения НАТО и отсутствия у России сильного союзника выглядят со стороны так: соседи-агрессоры кричат на окружающих, их цель – показать детям из благополучной семьи формат «нездоровых отношений», при которых сила и мощь решают абсолютно любые проблемы. Дети потихоньку, но вполне могут начать верить чужому отцу  из соседнего дома и решат, что крик, игра мускулами есть универсальный метод в проживании достойной, независимой жизни. А на самом деле происходит как подмена форм выстраивания конструктивных отношений, так и подмена ценностей. В итоге гонка вооружений становится основой для единства и крепости страны (семьи),  доверительность между близкими сменяется нервозностью, если говорить о государствах, то получается, что внутриполитической.

И уже две семьи, две страны живут в страхе и окутаны лживой системой ценностей. А чем это может быть опасно? Как известно, ослабление внутренних связей  в обществе ведет к его развалу. Если даже половина группы в коллективе начинает жить  с другим мировоззрением, то появляется конфликт и жертвы. Так что же делать, чтобы  ни в России, ни  российских семьях не было острых противоречий?

Для ответа на этот вопрос мы решили разобраться с характеристиками современной семьи. Какая она? Может, уже и нет смысла размышлять о семье,   ее роли в обществе, как и чем она живет? Поэтому нами был организован круглый стол на тему «Современная семья: казнить нельзя помиловать», который прошел в Рязани и в Москве. Участниками мероприятий стали многодетные, молодые семьи, семьи, где мать одна воспитывает детей, а также юноши и девушки, студенты «Института мировых цивилизаций». Семью рассматривали в социально-психологическом и социально – экономическом аспектах. Так, многодетные мамы поделились опытом отношений с мужьями, позволяющим женщинам оставаться надежными хранительницами очага.

На наш взгляд, современная многодетная семья в большей степени патриархальная. В ней роль отца играет ведущую роль. Однако это вовсе не выглядит традиционно. Как рассказала участница круглого стола, например, ее мужа редко можно видеть дома. Он добытчик в семье, увлекается парашютным спортом, его миссия больше сводится  к стратегическому планированию, а хозяйственную функцию уже полностью реализует неработающая жена. Другая семья, напротив, свой быт построила на его совместном ведении, жена еще занимается предпринимательской деятельностью. Отметим, что в многодетных семьях, как правило, оба супруга имеют высшее образование, женщины целенаправленно принимают решение удачно складывающуюся карьеру поменять на уход за детьми. По мнению женщин, способность находить компромиссные решения в общении с мужем им помогает выстраивать крепкие отношения в паре. Источником служит духовность, где на первое место оба супруга ставят нравственные ценности, а точнее – православные: забота, внимание, прощение, милосердие, гуманность. Западные технологии                                   с такими ведущими ценностями, как индивидуальность, эгоизм, свобода, воля — в семейном общении носят, по словам участников, больше сопроводительный характер. Понято, что Россия    со времен Петра I, а точнее сказать, даже со времен Крещения князем Владимиром Руси в 988 году постоянно испытывает на себе влияние ценностей «европейского цивилизованного мира»,в этапах же формирования аксиологической системы ценностей современной России азиатский налет татаро-монгольского ига со счетов тоже не сбросишь, и все же наша страна, ее представители современной семьи  на круглом столе пришли к общему мнению: у России есть свои принципы и подходы для создания и сохранения семьи.            В основе их – православные ценности.

Однако на круглом столе речь шла не только о многодетных семьях. Есть женщины, которые самостоятельно воспитывают детей, они связывают свое решением жить одной со способностью обеспечивать свою семью материально, без помощи мужчин. Подобный тип семьи рассматривается в науке как аномальный, построенный на языческих традициях. У славян  «женщина не является существом, подчиненным мужчине («недочеловеком», человеком второго сорта): она иной человек, обладающий качествами, отличными от мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной   и внушало страх, почтение и даже ненависть. Женщина обладала свободой, как добрачной, так     и в браке. Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия, и она причиняла себе увечье, с виновников взыскивался штраф. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Ритуальная свобода закреплялась в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женских обрядах, праздниках. Женщина имела возможность развода и могла, если ее не устраивал муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу». (Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 60–77. В.Н. Дружинин).

Какой бы ни была модель семьи, тем не менее в России  изнутри она  не создается  на основе западных ценностей. В ее языческом или православном варианте наблюдается  собственный исключительный результат влияния отдельной цивилизации, не европейской, а российской,  с российской историей  становления духовности от языческих времен до наших дней.

Третья группа участников круглого стола – молодежь, студенты. В беседе  о современной российской семье они заявили, что перед вступлением в брак предпочли бы иметь стабильный заработок, поэтому считают, что оптимальный возраст для семейных отношений — 25-30 лет. Отметим, что на Западе, в частности в США, как сообщил нам один из участников мероприятия  житель Кливленда (штат Огайо) Алекс Сони (он выходил с помощью интернета с нами на связь), молодежь также больше склоняется к такому возрасту вступления       в брак, хотя много и тех, кто создает семью в 20 лет. С чем связана данная тенденция? Безусловно,с решением экономических вопросов семьи, а также с проявлением в обозначенном случае западных технологий по планированию заключения брака. Но тут следует мыслить логично. Достаточно просто посчитать. Если создавать семью в 30, а не в 20 лет, то при таких условиях  у женщины сокращается детородный период рождения ребенка в браке, а у мужчины  — возможность обеспечивать семью. Ведь в 50 лет отцу труднее заработать, чтобы, скажем, обеспечить сыну или дочери такие процессы, как окончание школы, поступление в вуз.

Помимо всего, круглый стол позволил выявить еще ряд проблем. В частности, речь шла о трудностях социализации кормящих матерей. До сих пор в России  отсутствуют в общественных местах отдельные комнаты для кормления грудного ребенка. Активный образ жизни современной мамы давно диктует реализацию подобной идеи на практике.

Главный вопрос круглого стола «Казнить или помиловать современную семью в России?» свой ответ нашел. Конечно, институту семьи надо давать жить и развиваться. В стране для этого есть главное – духовность и собственная система ценностей, на которую Запад влиять  не должен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *